00 Ш600 ЧБ2 а5                                    

 

НАШЕЙ    ШКОЛЕ   50   ЛЕТ !

 

дляМС101_02.jpg

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ОРГАН ПАРТКОМА, ПРОФКОМА, КОМИТЕТА ВЛКСМ И ДИРЕКЦИИ МОСКОВСКОЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕЧАТНОЙ ФАБРИКИ ГОЗНАКА

СРЕДА,

4

ДЕКАБРЯ

1985 года

№№ 40—41

(3203-3204)

Газета издается с 1923 года

 

 

У НАШЕЙ ШКОЛЫ — ЮБИЛЕЙ !

Свой полувековой день рождения коллектив шестисотой школы отмечает творческим подъемом, активными делами по выполнению школьной реформы, достойной встрече XXVII съезда КПСС.

Юбилейный год мы работаем в составе 19 классов, около 700 учащихся. Более 300 из них занимаются в студии искусств при школе - в кружках музыки, изобразительного искусства, хореографии, хоровых коллективах. В студии есть и подготовительное отделение для дошкольников детей четырех-шести лет. Они тоже поют, рисуют и танцуют. Это наши будущие ученики.

Школа окружена постоянной заботой сотрудников НИИ художественного воспитания, президиума Академии педагогических наук СССР.

Окрепли наши шефские связи с базовым предприятием Московской печатной фабрикой Гознака. Мы сердечно благодарны трудовому коллективу фабрики за большую помощь. Летом 1985 года на школьном дворе появились новые спортивные сооружения и баскетбольная площадка. Много сделано по оборудованию художественно - технического комплекса в актовом зале, радиофикации школы, по оформлению музея боевой славы.

В новом светлом и просторном учебном цехе организован на фабрике учебный и производительный труд мальчиков  4—10 классов. Вместе со школьными учителями занятия с ними проводит мастер цеха фабрики Гознака Пронина Лидия Николаевна.

Первую четверть больше половины учеников нашей школы окончили на «хорошо» и «отлично», с хорошим и примерным поведением, прилежанием. Среди них немало детей рабочих, инженеров, служащих фабрики.

В канун 68-й годовщины Великого Октября решением партийного бюро и профсоюзного комитета семи учебным кабинетам присвоено звание образцовых. Заведующие этими кабинетами учителя Торушко С. И., Лебедева Н. А., Илюшина В. В., Аверьянова Э. А., Спивак Н. Д., Жокина Н. И., Махова Н. С. и Никонорова Е. В.

Школьному юбилею посвящена декада искусств и труда. В ее программе — конкурсы, концерты, выставки изобразительного и технического творчества, творческие отчеты, трудовые дела. Состоится вечер встречи окончивших школу, праздничный концерт для родителей, вечер старшеклассников, торжественное собрание учителей, воспитателей и сотрудников школы.

Много интересных и ответственных задач предстоит решить школьному коллективу с помощью общественности. Недавно нами получен для использования в учебном процессе комплект персональных ЭВМ. Уже в текущем году должен войти в строй кабинет информатики и ЭВТ, где будут проходить занятия учащихся девятых и десятых классов по новому предмету - основам информатики и вычислительной техники. Решается вопрос о пристройке к школе нового корпуса, где разместятся все необходимые помещения для обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (учебные классы, игротеки, спальни), малый спортивный зал для начальных классов, комнаты для музыкальных занятий. Дети шести лет начнут учиться в нашей школе по новой программе с 1988/89 учебного года.

Предстоит большая работа по дальнейшему укреплению и обновлению учебно-материальной базы, дооборудованию спортивного зала, созданию кабинета профориентации, развитию художественно-технического комплекса, строительству на школьном участке игрового городка для малышей. Но главное, конечно, - наши дети, ученики. Постоянная забота об их здоровье и духовном росте, культуре и воспитанности, всестороннем развитии и трудовой подготовке - основная задача учителей, родителей, всех друзей и помощников школы.

В. МИСЛАВСКИЙ, директор школы № 600, канд. пед. наук.

СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ

На страницах этой газеты мы читаем строки благодарности тем учителям и воспитателям, которых уже нет среди нас, о тех, которые находятся на заслуженном отдыхе. Я хочу выразить благодарность и тем, которые работают в нашем коллективе много, много лет, через руки которых прошли сотни мальчишек и девчонок, а теперь достойных граждан нашей Родины.

Учить своих детей я начала в этой школе и сама пришла сюда работать в 1971 году. Один сын окончил 10 классов, сейчас является студентом московского вуза, другой учится в 3 классе.

Со своими невзгодами, по вопросам воспитания, да и по другим я обращалась к воспитателям нашей школы — воспитателям сегодняшнего дня: Абакумовой Н. Ф. и Хинц С. А. Воспитание — дело сложное, подчас, не зная педагогических навыков, затрудняешься, как подойти или решить правильно тот или иной вопрос. Они первыми идут мне навстречу, кропотливо подходят к любому делу, помогают мне в трудную минуту, по-матерински разделяют тревогу.

Большое сердечное спасибо этим замечательным людям, отличным воспитателям и педагогам.

Хочу поздравить АБАКУМОВУ Н. Ф. и ХИНЦ С. А. с 50-летием школы, пожелать доброго здоровья и дальнейших успехов в воспитании подрастающего поколения.

Л. КАЛАШНИКОВА, мать учащихся школы № 600.

ПРИВЕТСТВИЕ

Дорогие товарищи!

От имени коллектива Московской ордена Трудового Красного Знамени печатной фабрики Гознака сердечно поздравляем педагогический коллектив и учащихся экспериментальной школы № 600 научно-исследовательского института художественного воспитания детей Академии педагогических наук СССР с 50-летием со дня образования.

К 50-летию коллектив школы пришел организационно окрепшим, идейно закаленным, обогащенным опытом воспитания строителей коммунизма.

За пятьдесят лет коллектив школы внес огромный вклад в дело воспитания молодого поколения, вырастил немало замечательных людей, которые способны решать сложные задачи, возлагаемые на них.

В воспитании молодого поколения есть частица труда и коллектива нашей фабрики, который еще в период строительства был шефом стройки.

Летом текущего года гознаковцы построили новые спортивные сооружения, много сделали по оборудованию художественно-технического комплекса, радиофикации школы, оформлению музея боевой славы.

Многие гознаковцы учились в вашей школе, а сейчас учащиеся школы в просторном учебном цехе проходят профессиональную ориентацию. Много интересных и ответственных задач предстоит решить коллективу школы по выполнению школьной реформы, решений партии и правительства по вопросам воспитания молодого поколения, достойной встрече XXVII съезда — форума коммунистов.

Ваш юбилей проходит в знаменательное время для Страны Советов, когда советский народ заинтересованно обсуждает важные документы октябрьского (1985 г.) Пленума ПК КПСС, готовится достойно встретить XXVII съезд Коммунистической партии.

Мы выражаем глубокую признательность и благодарность всему педагогическому коллективу школы за ваш весомый вклад в дело воспитания нашей смены.

Мы желаем всем работникам школы новых успехов в вашем благородном деле.

Директор фабрики                  Е. К. КУЗИН.

Секретарь парткома                Б. А. РЕБРОВ.

Председатель профкома          Ж. А. ЕВДОКИМОВА.

Секретарь комитета ВЛКСМ   Е. П. СИДОРОВА.

ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

Спасибо от имени выпускников 1941 года —  фронтовиков. Спасибо за организацию встречи, за доброту, за память. Мы надеемся, что наши встречи станут традиционными.

Мы всегда с вами!

Георгий БАСКАЕВ.

Мы, выпускники 1956 года, от души вспоминаем дни, проведенные в любимой школе, своих педагогов, Веру Николаевну Лозинскую, которая отдавала все свои силы, знания, любовь к труду и как классный руководитель, лелеявшая нас, как своих детей, готовившая нас к самостоятельной жизни.

Большое спасибо Прийменко Александру Никифоровичу, воспитавшему в нас любовь к искусству художественными образами, создаваемыми им в рисунках, воспитывал в нас чувства прекрасного.

Огромное спасибо за привитие нам знаний химии преподавательнице химии Горшковой Екатерине Алексеевне.

Наконец, мы от всей души благодарим коллектив школы-интерната № 12, организовавший нам вечер встречи выпускников школы № 545.

Ученики 10 класса «В» и 10 класса «А».

ДОРОГАЯ 545!

Ты уже стареешь, тебе уже 600.

Наверное, потому, что причинили тебе и мы массу хлопот и огорчений.

 Но любовь наша к тебе неизменна и светла,

Не бросай нас никогда.

Всегда твои ученики 1954—1955 года выпуска.

Был в стенах дорогой мне 545-й в Праздник Победы. Счастлив, что не забыты те, кого уже нет, те, кто «страну защитили собой».

Староста 10 класса «Б», выпускник 1940 г., Володя МЫСИН.

ШКОЛЕ - 50

Пятьдесят лет назад, в 1935 году, по решению ЦК ВКП (б) и СНК СССР в Москве было построено 72 средних школы. Одной из этих строек была школа № 545.

Место строительной площадки 545 школы было изрыто глубокими карьерами, откуда брали песок для строек. И вот осенью 1934 года на этом пустыре появились строители Ленстройтреста, и работа закипела.

Еще в период строительства фабрика Гознака была шефом стройки. Рабочие и руководство фабрики с честью выполнили свою задачу. Красавицу-школу в августе досрочно сдали в эксплуатацию. Всего работали в школе 132 человека, из них 90 учителей.

дляМС101_031.jpg

Через всю жизнь они пронесли свою любовь   к Е. А. Драгомановой.

 

В дальнейшем более 20 лет проработали учителя Прийменко А. Н., Соломанникова О. Н., Бережецкая Н. Г., Снежкина А. Г., Воскресенская О. А., Чумакова Н. С., Драгоманова Е. А., Киселев Н. С., Булановская М. Г. Первым директором школы был Савенко Андрей Кондратьевич.

В 58 классах разместились 2400 учащихся. Учиться пришли дети, которые жили на улицах Городской, Хавской, Шаболовке, Татищева, Сиротского переулка (теперь улица Шухова). Тогда не было многоэтажных домов. Вдоль улиц ютились деревянные одноэтажные домики. Во дворе - сарайчики и хлевы, где некоторые жители держали коров, поросят, коз, кур. Сено приобретали на Дровяном рынке, там же покупали и дрова. Газа в Москве в то время не было. Нашим детям трудно себе представить, как это мы жили без батарей центрального отопления, без водопровода, без метро, троллейбусов, автобусов, без телевизора.

Долго ребята ютились в маленьких комнатах коммунальных квартир. Часто малыши спали на полу. Неудивительно, что ребята, которые переступили порог школы 1 сентября 1935 года, увидев светлые классы, широкие коридоры, сверкающий огнями актовый и спортивный залы, столовую, почувствовали себя как в волшебной сказке. А ведь многие из них начинали учиться в ветхих двухэтажных школах № 9 и № 27 по Городской улице.

дляМС101_032.jpg

С   большим   уважением   относились   учащиеся школы к военруку Е. С. Грикину.

 

Учащиеся очень берегли свою любимую школу и гордились ею. Школьный участок окружен деревянным забором. Под окном воспитателя (уцелевший) тополек в метр высотой. А сейчас это громадное, развесистое дерево. Каждый год ребята сажали молодые деревца вокруг школы. А в годы Великой Отечественной войны вместо клумб с цветами, где только возможно, москвичи сажали овощи. Появился такой большой огород и на школьном участке.

После войны ребята посадили вокруг школы саженцы яблонь и вишен, заботливо ухаживали за ними. Вырос вишневый сад. Выросли яблони. Нелегкими были годы работы в школе. Учились в две смены. Однажды приняли десять первых классов. Но, несмотря на трудности, по итогам 1936/37 учебного года школа награждена Красным знаменем района и получила звание образцовой.

545 школа Москворецкого района г. Москвы в 1938/39 учебном году была представлена на Международной выставке в городе Нью-Йорке.

В нашу образцовую школу приходили на практику студенты, часто посещали делегации из других республик, зарубежные гости, в течение ряда лет проходили практику учащиеся педагогического училища имени К. Д. Ушинского.

В гостях у детей были: М. И. Ульянова, Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель, пулеметчица дивизии В. И. Чапаева А. Попова и другие знатные люди нашей Родины. Зарубежные гости - Джавахарлал Неру, Индира Ганди.

Очень активно помогали школе шефы, особенно комсомольцы фабрики Гознака. Приходили пионервожатыми в классы, участвовали в субботниках, помогали устраивать праздничные вечера. Учителя школы часто ездили работать в пионерский лагерь фабрики Гознака.

Однажды, когда начальником лагеря был Соловьев, мы вместе с ребятами первого и второго отрядов подготовили и поставили сказку «Три апельсина». Работы было много. Сами делали декорации, костюмы. И спектакль получился таким интересным, что младшие ребята смотрели его дважды. А третья постановка в клубе фабрики Гознака с большим успехом прошла на детском утреннике.

Среди учащихся школы было много отличников учебы. Ребята хорошо учились и умели интересно отдыхать. Всегда и всюду были наши помощники - папы, мамы, бабушки и дедушки. При двухсменной работе в школе очень трудно было проводить репетиции, сборы. Собирались звеньями дома. Делали наглядные пособия - коллекции минералов, макеты по природным зонам СССР, гербарии.

1940/41 учебный год. 43 ученика готовятся вместе со своей учительницей отчитаться за все четыре года работы. Пришла весна, вся классная комната убрана цветами. Около доски стол, где разложены экзаменационные билеты. Начались экзамены. Их семь. Сколько труда надо вложить. Но все они были сданы хорошо. Какие «золотые» ребята!

Я часто рассказываю детям о жизни юных москвичей в годы Великой Отечественной войны, о самоотверженной работе учителей и воспитателей, заменивших им родителей.

По решению партии и Советского правительства в начале июля 1941 года эшелоны повезли детей за пределы Московской области, где можно было не вставать ночью по сигналам воздушной тревоги, спокойно учиться.

И вот первый эшелон прибывает на станцию Кораблино Московской области. С ребятами приехали два воспитателя и пять комсомольцев: Юра Часовников, Игорь Зенкин (погибли на полях Великой Отечественной), Ирина Лозинская, Ирина Смилянская и Валя Чудинова. Колхоз села Новоселова выслал три подводы. Погрузили продукты, пристроили малышей. Остальные пошли семь километров пешком. Через два месяца комсомольцев отзывают в Москву. Мы переезжаем к Уралу, а дальше в деревню Казанцево. Рядом с деревней начинаются таежные леса.

Мужественно переносили москвичи и тяготы длинных дорог, и стужу, помогали своим трудом колхозу. В колхозе ребята заработали 600 трудодней. Сажали сами картофель, морковь, свеклу. На весь год хватало.

Сельские пионеры были желанными гостями в интернате. В праздничные дни ребята с успехом выступали на сцене клуба.

Трудно было и взрослым - несколько лет без отдыха. С детьми круглые сутки. Работали из школы № 545 Чумакова Н. С., Лозинская В. Н., Селиванова А. Е., Соломанникова О. Н., Булановская М. Г., из других школ Москворецкого района Москалева О. Т., Москалева К. Т., Ксенофонтова А. И., родители Рябова Н. Ф., Хрусталева Е. В.

С 1943 по 1953 год школа № 545 стала мужской. Учителям пришлось много поработать, чтобы наладить взаимоотношения в классном коллективе, нормализовать поведение, отношение к учителю, школе, учению. Большую помощь в этом вопросе оказал кандидат педагогических наук Лев Николаевич Скаткин. В 1954 году он составил для родителей памятку, как изучать ребенка младшего школьного возраста. Учил тому, как приводить в систему свои наблюдения, делать выводы. Часто проводились совещания для учителей начальных классов.

В истории школы не раз происходили реорганизации. И каждый раз приходилось всю работу начинать снова и в очень сложных условиях. Большим и незабываемым праздником бывали всегда вечера-встречи с выпускниками прошлых лет.

1945 год — интернату 10 лет;

1975 год — сорокалетие;

1985 год — полувековой юбилей школы.

Мы узнаем о трудовых победах наших «детей» и это вдохновляет нас, заставляет думать о том, что не напрасна была наша работа, что выросли наши ребята такими, какими мы их хотели видеть: добрыми, сильными, трудолюбивыми - настоящими строителями коммунизма.

М. БУЛАНОВСКАЯ, учительница начальных классов, пенсионерка.

С ЛЮБОВЬЮ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ

После окончания педагогического института им. В. И. Ленина я была направлена на работу в школу-интернат № 12.

Прошло почти 30 лет. Но я и по сей день с искренней признательностью и глубокой благодарностью вспоминаю директора школы Ильина Владимира Петровича, который учил нас, молодых специалистов, преодолевать неудачи и затруднения в работе, окружал вниманием, душевной теплотой, учил работать.

Хочется выразить сердечную благодарность старейшим учителям школы № 545 Прийменко А. П., Соломанниковой О. П., Дьяковой А. И., Максимовой М. В., Булановской М. Г., которые давали нам прекрасные образцы работы с учащимися в качестве преподавателей и в качестве классных руководителей.

К своему педагогическому мастерству они присоединили чуткость отношения ко всем воспитанникам интерната. Вот почему и по сей день бывшие воспитанники с любовью и признательностью говорят о днях учебы в интернате, с глубокой благодарностью вспоминают вместе с нами директора школы Ильина В. П., завуча школы Тернавского Г. М., руководителя театра «Подснежник» Прийменко А. П., старшего воспитателя Сахарову Н. В., преподавателя русского языка Соломанникову О. П., Николаева Л. Н. со своими походами на байдарках и многих других.

С. ХИНЦ, преподаватель истории, воспитатель.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Научно - исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР ведет в школе эксперимент по широкому кругу тем. В текущей пятилетке проводился эксперимент в связи с разработкой проблемы : «Художественно-эстетическое воспитание как фактор формирования личности гражданина общества развитого социализма». В связи с этим определялись условия формирования эстетического сознания подростков, экспериментально проверялись содержание, принципы и методы работы в начальных классах по изобразительному искусству и музыке, изучались вопросы повышения общей музыкальной и хореографической культуры, а также театральной культуры школьников. Исследуя вопрос формирования личности юного гражданина, экспериментаторы разрабатывали принципы и методы усиления роли литературы в воспитании, определяли специфику литературного развития школьников, содержание, принципы и методы использования кино и телевидения в целях формирования личности юного гражданина.

дляМС101_033.jpg

На уроке английского языка.

 

В эксперименте принимали участие сотрудники всех лабораторий института. Большую работу провели учителя школы — участники эксперимента: Аверьянова Э. А., Куликова Н. Ф., Карнаухова С. А., Илюшина В. В. и др. Эксперимент внес большой вклад в разработку теории формирования эстетического сознания подростков, определение содержания и методов преподавания различных видов искусства, проверку и апробацию создаваемой институтом программно - методической документации.

дляМС101_043.jpg

Хочу отвечать.

 

Результаты опытного изучения проблемы подтвердили правомерность применения ряда методик с целью выявления и формирования эстетических вкусов, чувств, идеалов, восприятия произведений искусства и природы. Установлены резервы в восприятии школьниками поэзии как средства формирования их эстетических идеалов. Выявлена взаимосвязь познавательных и художественных ориентации подростков в структуре литературного вкуса. Определены способы активизации эмоционально-эстетической отзывчивости к искусству у подростков. В результате проведенной работы были также определены активные формы развития речи и мышления учащихся 1—2 классов на материале игровых и мультипликационных фильмов; новые приемы формирования восприятия идейно-художественного содержания фильма учащимися в процессе анализа киноповествования, выявляющего авторскую позицию; методические приемы углубления литературоведческих знаний учащимися 1 класса при параллельном рассмотрении в процессе анализа фильма таких понятий, как тема, идея, фабула, сюжет, композиция фильма.

В 12-й пятилетке намечается развернуть эксперимент по проблемам, тесно связанным с задачами, поставленными реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Эксперимент будет проходить в рамках проблемы «Целостный процесс нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами искусства и действительности в классной, внеклассной и внешкольной работе».

Г. БОЙКО, бывший директор школы № 600.

ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА — В ДЕЙСТВИИ

Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной школы — это составная часть курса партии на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма. «Реформа, — указывает Центральный Комитет КПСС, — это дело большой важности, затрагивающее интересы каждой семьи, всего советского народа».

дляМС101_044.jpg          дляМС101_045.jpg

Учащиеся на занятиях по переплетному делу.

Среди основных задач школьной реформы — коренное улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации школьников, усиление политехнической, практической направленности преподавания. Это направление в работе приобретает решающее значение. На занятиях учащиеся не только практически овладевают определенными навыками, но и знакомятся с будущими профессиями. Именно здесь им раскрывается понятие коммунистического отношения к труду, воспитывается стремление быть достойным трудовой славы отцов и матерей.

В процессе учебы и общественно-полезной работы учитель формирует у учащихся необходимые умения и навыки. И очень важно при этом развивать у них волю, трудолюбие, стремление сделать работу качественно.

Я добиваюсь этого планомерно, целенаправленно, уделяя большое внимание различным формам контроля и самоконтроля учащихся. Выбор учащимися жизненного пути, профессии — это не какой-то отдельный, узкий раздел в учебно-воспитательном процессе, а важная и неотъемлемая часть всего обучения в школе.

Чтобы развить у школьника способность и склонность к определенной рабочей профессии, его обязательно следует включить в соответствующую деятельность. Поэтому, на мой взгляд, необходимо шире привлекать школьников к участию непосредственно в производстве.

В деле профориентации школьников очень многим могут помочь школе все те, кто когда-то учился в нашей любимой школе. Все те, кто выбрал свой путь в жизни и теперь с воодушевлением трудится на своем посту.

Н. СПИВАК, преподаватель труда.

 

Задача советской школы состоит в том, чтобы развивать в каждом ребенке чувство чести коллектива, чувство чести советского человека, гражданина нашей великой Родины.

                              А. С. МАКАРЕНКО

 

НЕСКОЛЬКО СТРОК ИЗ БИОГРАФИИ

По постановлению партии и правительства в Москве к 1 сентября 1956 года открылось 14 интернатов. Одним из первых был интернат № 12.

Из 1500 заявлений надо было отобрать не более 300. Отдавалось преимущество многосемейным, малообеспеченным, живущим в трудных жилищных условиях и, конечно, детям участников ВОВ.

Директор школы-интерната Владимир Петрович Ильин очень внимательно подошел к подбору кадров. Влились в старый коллектив из учителей 545 школы молодые, знающие учителя и воспитатели. Среди кадровых преподавателей в школе продолжили свою работу Прийменко А. Н., Бережецкая Н. Г., Соломанникова О. П., Булановская М. Г., Дьяконова А. И., Максимова М. В., Герасимова 3. А. Пришли новые, которые впоследствии отработали в школе-интернате более 20 лет: Хинц С. А., Матушкина А. А., Зорина В. И., Тарнавский Г. М., Соколова Е. А., Сахарова Н. В. и другие.

В порядке эксперимента создавались разновозрастные отряды.

Бригада выделяет малыша на санитарный пост у дверей столовой. Уборка помещения: малыши вытирают пыль, поливают цветы, выносят мусор, старшие натирают щетками пол. В мастерской тоже идет разновозрастная работа.

В отряде четвероклассники делают заготовку для пятиклассников, а шестиклассники и семиклассники заканчивают изделие. К 8 Марта все женщины — сотрудники интерната получали изящные коробочки, где лежали хозяйственная сумочка или фартук, рамочка или грибок для штопки и т. д. Все карнавальные и театральные костюмы выполнялись швейной мастерской.

Всю зиму усердно трудились ребята и мечтали о летних путешествиях. Они знали, что самые лучшие из них получат возможность побывать в различных уголках нашей страны. Старшеклассники были в городах: Ленинграде, Пушкинских Горах, Севастополе, Хосте, Лиепае, Риге.

Особенно ребятам понравилась поездка в Латвию. Жили в интернате в Аглоне, но особенно часто посещали Даугавпилс и интернат в поселке Стропы на берегу огромного озера. Алексей Петрович Петров, директор интерната, необыкновенно тепло встречал москвичей, неустанно заботился об удобствах и питании.

Пионерский театр «Подснежник» был большой радостью для ребят и помог создать дружный коллектив с постоянными добрыми связями, которые не остыли и по сегодняшний день. Всем запомнились постановки: «Сказки народов СССР», «Пробуждение Весны», «Летите, голуби, летите».

Директором театра был воспитанник Алеша Граббе. Его сестра, исполнительница роли Чиполлино, — Катя Граббе. Сейчас они оба артисты московских театров.

Созданию дружного коллектива и сердечных отношений друг к другу способствовало увлечение туризмом, Становился дружным и коллектив сотрудников. Устраивали карнавалы, праздники, совместный отдых на турбазе «Велигож», ездили на экскурсии в Ленинград. Учились танцам стар и млад. Изучали английский язык. Часто делились опытом своей работы с сотрудниками других интернатов. Бережецкая Н. Г. и Булановская М. Г. выступали в качестве лекторов Института усовершенствования учителей. Давались открытые уроки для группы директоров школ РСФСР.

Продолжался тесный контакт с сотрудниками АПН СССР. Получили развитие следующие темы:

- Азбука нравственного воспитания (Каиров).

- Проверка новых программ по начальной школе  (Моро, Рождественский, Пчелко).

- Воспитательная работа в школе-интернате. (Колмакова).

- Дисциплина в школе (Гмурман).

- Работа   учителя   и воспитателя   в   нулевом классе     (Воскресенская, Есипова).

Вышли в свет две книги А. Н. Прийменко с описанием опыта его работы с детьми.

Отличались своим педагогическим мастерством учителя начальных классов: Торушко С. И., Дьяконова А. И., Максимова М. В., Миркина Б. Я. Все годы активно работал местный комитет. Председатели: Булановская М. Г., Хинц С. А., Соколова Е. А.

Боевая партийная организация, ее бюро были инициаторами всех дел, начинаний и экспериментальной работы интерната. Секретари парторганизации: Зорина, Булановская, Матвейкина, Соколова, Абакумова.

Прошли годы, рассыпались ребятки, как песчинки, и в большом городе Москве, и по другим городам, а в школу иной раз забегают. Повидать учителя, расспросить о товарищах, вспомнить о детстве, о юности. Смотришь, иной отчаянный озорник смущенно целует свою старенькую учительницу.

Тяжела работа учителя, а еще больше воспитателя, но какое счастье думать и знать, что труд твой живет в людях, в их больших и малых делах для нашей любимой Родины.

дляМС101_041.jpg                      дляМС101_042.jpg

Учиться очень интересно.                                        Закончила школу и девочка из США Холда Кларк.

РАЗВИВАТЬ ТАЛАНТЫ

«Талантливы без исключения все дети» — с таким убеждением взялись за свою не совсем обычную для 1976 года работу руководители музыкальных кружков московской школы № 600.

«Талантливы без исключения все дети» — подтвердили они теперь уже вместе со своими воспитанниками свое изначальное убеждение...

«Неталантливых детей не бывает» — поддержали кружковцев московской 600-й школы в научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, и решением президиума АПН СССР школьным кружкам был присвоен статус «музыкально-хоровой студии». Произошло это в 1982 году, накануне первого выпуска музыкально-хоровой студии. Осуществлять кураторскую роль в этом эксперименте было поручено старшему научному сотруднику НИИХВ АПН СССР Т. Н. Овчинниковой.

«Школьной» студия называется оттого, что учатся в студии только учащиеся 600-й школы, причем, поступая в студию, будущие музыканты не подвергаются никаким испытаниям, не проходят никакого конкурса, поскольку «неталантливых детей не бывает». И вот первые результаты: на основном отделении студии занимаются искусством музыки и хорового пения 250 человек, на подготовительном, куда принимаются четырех-пятилетние ребятишки, — 125 человек. Подготовительное отделение — это игровые группы, где ребят ждут танцы, музыка, рисование, ждут веселые концерты, где артистами будут они сами, ждут встречи со сказкой, которую рассказывать предстоит им самим и теми средствами выражения, которые заложены в каждом самой природой. А занимаются с ребятами серьезные педагоги, увлеченные своим делом, увлеченные идеей — «все дети без исключения талантливы».

дляМС101_051.jpg

В зале искусств.

 

Программа работы студии разработана в НИИ художественного воспитания, все занятия построены так, чтобы дети незаметно для себя постепенно приобщались к музыкальной культуре, в частности и к общечеловеческой культуре, чтобы каждый студиец смог найти близкий ему способ самовыражения и общения с миром искусства. И важно в нашей программе именно то, что первые шаги в музыке дети делают с помощью собственного голоса и слуха — с помощью «музыкальных инструментов», данных им от рождения. Следующие шаги — овладение музыкальными инструментами: фортепиано скрипка, аккордеон.

С нашей точки зрения важно то, что студийцы не замыкаются в своем окружении, не становятся особенными в школьном коллективе. Они живут в нем, живут активной жизнью. Они берут на себя музыкальное оформление школьной жизни — сборов, торжественных вечеров, выступают на тематических школьных концертах. Как показывает опыт, это имеет огромное воспитательное значение и для слушателей и для исполнителей Первые получают возможность чаще приобщаться к миру музыки, приобщаться не «специально на концерте, где нельзя шуметь», а непосредственно в своей же школе, да еще в исполнении соседа по парте, а иные музыканты чувствуют особенную ответственность, их слушают не незнакомые люди, а свои товарищи, те же соседи по парте. И тут уж никак нельзя играть «в полсилы». А назавтра на уроках в классе тоже никак нельзя оказаться в роли «плавающего» у доски, ведь вчера тебя слушала вся школа!

Московская 600-я школа — это школа с продленным днем. Домашние задания дети делают в школе же. А после этой самоподготовки в одном крыле школы начинаются музыкальные классы. Студийцы спешат на свои занятия, а их товарищи спешат поглядеть и послушать, а, может быть, и попереживать, примерить их занятия к себе.

Два раза в неделю в школу приходят подготовишки. Их занятия — это и музыка, и танцы, и рисование. Их занятия, занимающие два часа учебного дня с 17 до 19.30, — забота не только педагогов, но и старших студийцев, которым педагоги доверяют общение с малышами. Так студийцы готовят сами себе смену.

дляМС101_0512.jpg

Сцена из спектакля «Приключения Чиполлино».

Два раза в неделю проходят хоровые занятия всей студии. Хоров у нас три: подготовительный — это дети 4— 6 лет, младший — ребята 1 — 3 классов и старший, в котором поют сложные произведения 4 — 8-классники. Два раза в неделю все студийцы занимаются сольфеджио. Начиная с 4-го класса студии в программу вводится предмет «Музыкальная литература». И внеклассное общение, которое тоже считается важной составной частью общего музыкального образования, общение преподавателей со студийцами, общение студийцев с товарищами, общешкольные утренники, вечера, торжественные акты — все это пронизано темой музыки, пронизано темой искусства, неформальным вхождением детей в его мир. Не по учебнику, а в живом общении узнают дети имена великих музыкантов, а значит, глубже, с живым интересом воспринимают они музыку Бетховена, Баха, Шостаковича, Грига... В этом году студийцы организовали для своих товарищей тематические вечера, посвященные памяти Генделя, Грига, Шопена, Баха... Увлеченно и серьезно готовились студийцы к празднику 40-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. И концерт, посвященный этому празднику, прошел в школе с настоящим успехом. Не меньший интерес для всех — и для студийцев, и для выпускников этого года представляла программа, подготовленная к празднику «Последнего звонка». Этот концерт был настоящим подарком школы тем, кто выходит в большую жизнь и наверняка останется навсегда в памяти вчерашних десятиклассников.

Студия при московской 600-й школе — экспериментальная база академического НИИ художественного воспитания. Идея нашего эксперимента заключена в нашем убеждении: «Все без исключения дети талантливы», а значит, всем детям надо дать возможность найти в себе свою талантливость, а возможности школ с продленным днем в этом деле особенно благоприятны. Только при этом есть одно немаловажное условие — с детьми, с каждым, — надо работать и не жалеть для этого сил.

3. МАЛИШЕВСКАЯ, руководитель студии.

МЫ ТВОИ УЧЕНИКИ, НАША ШКОЛА

Чувство гордости за свою школу — вот что испытываем мы сейчас, ученики и учителя 600-й школы.

Знакомая всем старая телебашня вот уже ровно 50 лет каждое утро привычно наблюдает за тем, как собираются ребята у необычного на вид здания. Это — школа № 600 художественного воспитания детей НИИ АПН СССР. Над входом цифры — 1935. Именно в этом году на месте бывшего песчаного карьера было возведено здание школы.

Стране, ликвидирующей неграмотность, нужно было молодое поколение, чтобы оно могло достойно продолжать, развивать завоевания своих отцов и старших братьев.

Да, все советское становилось примером всему миру. Наша школа много лет является одной из базовых школ Академии педагогических наук СССР — школой художественного воспитания с продленным днем.

Вот что писал посетивший Москву профессор из Голландии (мы нашли его слова в газете, бережно сохраняемой вместе с другими экспонатами в нашем школьном музее): «Впечатление, которое я получил от этой школы, совершенно неожиданное. После всего мною виденного, я вынес впечатление, что дети всесторонне развиты... Советские школы — пример для всех стран мира по организации и оборудованию».

Школа всегда славилась не только своими учебными и спортивными успехами. Школу отличает по-настоящему теплая, дружеская атмосфера подлинного уважения к ученику и к учителю, к человеку — будь он маленький или взрослый.

Сейчас в связи с реформой школы и введением курса программирования предполагается на базе школы создать художественно - технический комплекс. Это будет органический сплав художественно - эстетического воспитания и обучения школьников в соответствии с последним словом техники.

Первые шаги к созданию художественно-технического комплекса уже сделаны: создан зал искусств, полностью переоборудованы художественные классы. Ведь уже не одно десятилетие в школьных стенах раздаются звуки музыки, у хореографических станков занимаются маленькие танцовщицы. По стенам школы развешаны картины юных художников. Установлены дисплеи, школа оснащена современной техникой. Можно сказать, что школа № 600 переживает сейчас свое второе рождение.

50 лет школе — 50 лет шефству. Это один из самых ярких примеров сотрудничества школы и производства. Ведь первые шефы с Гознака помогали строить школу, а потом многие из них приходили вожатыми в классы. Хочется верить, что эта дружба будет крепнуть и продолжаться многие, многие годы.

В школе полностью решена такая проблема, как организация свободного времени. После уроков ребята не спешат домой, и ни одно школьное помещение не пустует. В спортзале — волейбол, баскетбол, гимнастика; в актовом зале — хореография у балетных классов; в классах — факультативные занятия. Старшеклассники готовят олимпиады, недели знаний, спортивные состязания, вечера отдыха. Так и для последнего вечера отдыха подготовили концерт, викторину, поставили мини-спектакль.

50 лет — это возраст зрелости. Но школа всегда остается молодой, ведь в нее приходят все новые и новые поколения. Пусть каждый год, а не только юбилейный, проходит в нашей школе особый урок истории — истории родной школы, ведь ее судьба и в малом, и в большом — частица жизни нашей страны.

П. ГОРБЕНКО, М. МАКСИМОВСКАЯ, учащиеся школы № 600.